Константи́н Евге́ньевич Ки́нчев (настоящая фамилия Панфи́лов, Кинчев — фамилия деда); 25 декабря 1958, Москва) — советский и российский музыкант, автор песен, поэт, композитор, лидер рок-группы «Алиса».

Молодые годы Родился 25 декабря 1958 года около часа ночи в Москве, на улице Горького[2]. Отец — Панфилов Евгений Алексеевич (фактически, Кинчев Евгений Константинович), доктор технических наук, ректор Московского технологического института (ныне — Российский государственный университет туризма и сервиса[3]). Мать — Людмила Николаевна, инженер-механик, преподавала там же сопромат (по состоянию на 1993-94 гг). В 1966 году Константин пошёл в первый класс 49-й школы. В это время мама купила ему магнитофон «Днепро», чтобы заинтересовать сына английским языком, в результате чего он начал слушать «The Rolling Stones». В семь лет Костя убежал из дома: во время игры в пиратов, он сказал сверстникам, что знает, где нужно искать клад, и ребят сняли с поезда уже в Туле[4]. По словам музыканта, в тот период жизни он мечтал стать борющемся за справедливость индейцем Чингачгуком или одноногим пиратом Сильвером[5]. Чуть позже Константин начал увлекаться хоккеем, и занимался этим видом спорта до 1972 года. В определённый период тренировался в «Спартаке», но после оценил ситуацию и, осознав, что не достигнет высот в этой области, ушёл из хоккея[6]. В пятнадцатилетнем возрасте в пионерлагере «Звёздочка» Константин услышал «Black Sabbath», и после этого занялся коллекционированием пластинок. В то время комната Константина была разрисована портретами Оззи Осборна, паутиной и пауками[7]. Начали появляться первые композиции собственного сочинения в стиле «Black Sabbath». Впоследствии, развитие музыкальных вкусов музыканта было отражено им самим в песне «Меломан». Поездка в лагерь повлияла на будущее Константина, который определился с жизненным выбором и решил, что будет рок-звездой[6]. В 1973 году музыкант в качестве бас-гитариста и бэк-вокалиста вошёл в состав группы, сформировавшейся при фабрике пластмассовых изделий напротив школы[2]. После школы Константин работал на заводе «Наука» учеником фрезеровщика, учеником чертёжника и художником-оформителем. Потом поступил в Московский технологический институт (ныне — Университет туризма и сервиса) на факультет «Экономика и финансы». Параллельно год отучился в певческом училище при Большом театре[1], в который попал случайно: во время отдыха в заведении «Парламент» на ВДНХ незнакомый человек услышал пение Константина и пригласил его принять участие в конкурсе. На следующий день Константин прошёл первый тур, исполнив под рояль песни «Гори, гори, моя звезда» и «Ой да не вечер, да не вечер». Училище подразумевало четырёхлетний курс, из которого Константин вынес семестр. После ухода музыкант одновременно работал натурщиком в Суриковском училище, грузчиком в булочной и администратором женской баскетбольной команды. Также известно, что некоторое время Константин учился в джазовой студии в Замоскворечье. Призыва в армию музыкант избежал по статье «остаточные явления черепно-мозговой травмы»[7]. [править] Начало музыкальной карьеры

До прихода в «Алису» Кинчев играл в нескольких московских группах — «Золотая середина», «Круг черной половины» (1974), «Третья фак-команда» (1974). В Тушино Кинчев создал свою группу «Сломанный воздух», которая исполняла западную рок-классику на танцах в городе Красногорске. Через два года группа распалась. Таким образом, участие в вышеперечисленных рок-группах осталось просто строчками в биографии. Ни одна из этих команд не оставила после себя записанного материала. В 1983 году появилась группа «Зона отдыха», исполнявшая только песни Кинчева. Группа записала магнитоальбом, но он не сохранился[4]. Большая часть песен из этого альбома вошла в альбом «Джаз» (1996), остальные разошлись по альбомам «Алисы» 1980-х годов. Тогда же, в начале восьмидесятых, Андрей Большаков (в будущем гитарист «Арии» и один из основателей «Мастера») рассматривал кандидатуру Кинчева в качестве вокалиста в свою группу «Зигзаг». [править] Нервная ночь
В конце 1983 года в Ленинграде распались две группы — «Хрустальный шар» и «Демокритов колодец», на осколках которых Святослав Задерий собрал новую группу «Алиса». В неё, кроме Задерия, игравшего на бас-гитаре, вошли: Борис Борисов — саксофон, вокал; Михаил Нефёдов — ударные; Андрей Шаталин — гитара; Павел Кондратенко — клавиши. В таком составе они записывают первый магнитоальбом «Кривозеркалье» и выступают на II рок-фестивале Ленинградского рок-клуба. Фактически сразу после фестиваля группу покидает Б. Борисов и наступает пауза. Параллельно описываемым событиям летом 1984 года Кинчев, уставший от бесперспективности творческой жизни в Москве, перебирается в Ленинград, где знакомится со звукорежиссёром Игорем «Панкером» Гудковым, успевшим к тому времени записать сольную работу Майка Науменко «LV» (1982). Гудков знакомит Кинчева с Майком. На импровизационном квартирнике Кинчев сыграл практически весь имевшийся у него к тому времени материал, после чего Майк дал ему зеленый свет, сказав знаменитую фразу: «Ну что ж, это имеет право на существование»[4]. Таким образом, перед началом сессии «Нервная ночь» в студии ЛГИТМиКа, состав был таким: К. Кинчев — вокал, гитара; Андрей Заблудовский («Секрет») — гитара; Святослав Задерий («Алиса») — бас; Алексей Мурашов («Секрет») — барабаны. В качестве звукорежиссёра выступил Гудков. Запись началась в полдень 23 июля, а завершилась в два часа ночи следующего дня. В народ альбом пошёл под шапкой «Доктор Кинчев и группа „Стиль"». Официально же альбом был выпущен только в 1994 году «Мороз рекордс» в рамках полного издания всех альбомов «Алисы». В этот релиз были включены два бонус-трека — «Завтра может быть поздно» и «Вор да палач» с акустического выступления «Алисы» в Перми (весна 1988 года). [править] Алиса
После записи «Нервной ночи» Задерий пригласил Константина Кинчева в «Алису» на вакантное место вокалиста. Репетиции «Алисы» в новом составе начались в декабре 1984 года. В 1985 году на третьем фестивале Ленинградского рок-клуба состоялось первое выступление Константина Кинчева в составе группы «Алиса». В 1986 году Константин Кинчев принял участие в съёмках фильма «Взломщик». По словам музыканта, он недоволен своей игрой и согласился сниматься в фильме только для того, чтобы уйти от статьи за тунеядство. Также Константина можно увидеть в фильмах «Переступить черту» и «Йя-Хха»[8][9]. [править] «Дело Кинчева»
В конце 1980-х годов группа Алиса начала испытывать проблемы с властями, апогеем чего стало «дело Кинчева». 17 ноября 1987 года перед концертом группы во дворце спорта «Юбилейный» в Ленинграде Константин Кинчев ввязался в потасовку с милиционерами, которые не пропускали за кулисы его первую жену, Анну Голубеву. После этого лидер Алисы перед началом исполнения песни «Эй, ты, там, на том берегу» сделал вступление: «Следующая песня посвящается иностранным гостям, если оные есть в зале… а также ментам и прочим гадам!» 22 ноября в газете «Смена» была опубликована статья Виктора Кокосова «„Алиса" с косой челкой», в которой Константина Кинчева обвиняли в провокации беспорядков и пропаганде нацизма. Утверждалось, что лидер Алисы в песне «Эй, ты, там, на том берегу» спел «Хайль Гитлер на том берегу!». 6 и 22 декабря было опубликовано продолжение статьи, а также письмо от артистов «Ленконцерта» (Эдита Пьеха, Бен Бенцианов и Давид Голощёкин и другие[10])), которые обвиняли Константина Кинчева в неуважении к публике. Основатель группы «Аквариум» Анатолий (Джордж) Гуницкий выступил в поддержку Алисы и отметил: «Группа артистов Ленконцерта видит корень зла в неуважительном отношении к публике. Интересно, как поступили бы народные, заслуженные лауреаты и дипломанты, если бы их не пускали на их собственный концерт и кидали в чёрный „воронок"?»[11]. После активного обсуждения инцидента в прессе и на телевидении у «Алисы» начинаются проблемы с организацией концертов. 8 февраля 1988 года группа «Алиса» подала в суд на «Смену» за клевету, а Кинчев, его жена и Ада Булгакова подали жалобу в прокуратуру на действия охраны. В это же время идет расследование и действий самого Кинчева. В конце февраля его и других членов группы несколько раз вызывают на допросы. Кинчеву предъявляют обвинение в злостном хулиганстве и отпускают под подписку о невыезде. На этом этапе, как писал Илья Смирнов в своей книге «Время колокольчиков», «реальную помощь „Алисе" оказал журналист Евгений Додолев, известный своими публикациями о семействе Брежневых». 11 июля состоялось заседание суда, на котором после прослушивания аудиозаписи концерта была подтверждена несостоятельность обвинений в нацизме. К октябрю 1988 года оба процесса оказались завершены. Дело Кинчева было прекращено, а сам он был передан на поруки Ленинградскому рок-клубу. Газета «Смена», не дожидаясь решения суда, 24 сентября опубликовала опровержение и извинения. Под впечатлением от событий группа Алиса записала альбом «Ст. 206 ч. 2», который вышел в свет только через пять лет — в 1994 году[12]. Через 20 лет после события группа сыграла концерт «Алиса с косой челкой 20 лет спустя». Был снят видеоролик-репортаж, демонстрировавшийся перед концертами группы, в который вошли фрагментами запись выступления группы и запись из зала суда. Концерт примечателен сценической попыткой воссоздать тот самый концерт 16-17 ноября 1987 года. [править] 1991 год
В августе 1991 года во время путча Константин Кинчев принял участие в обороне Белого дома в Москве. Чтобы не беспокоить жену музыкант сказал ей, что поедет заключать договор на биржу, и позже позвонил, объяснив, что едет за аппаратурой в Мытищи. Вначале, с колом в руках, Константин присоединился к оцеплению, после этого, с его собственных слов, он понял, что выглядит полным идиотом и попросил гитару[13]. В 1993 году из рук президента России Бориса Ельцина Константин получил награду «Защитник свободной России», которую через год официально возвращает, тем самым протестуя против убийства журналиста Дмитрия Холодова и началом военных действий в Чечне[14]. [править] Скандал в ДК Меридиан
В 1998 году во время концерта «Алисы» произошёл скандал в ДК Меридиан. После того, как в подъезде музыканта в течение двух недель жили фанаты, которые выпивали и справляли нужду, не отходя от места, Константин Кинчев не выдержал и обратился к зрителям со следующими словами: «Я устал быть певцом для ублюдков. Видеть ваши рожи нет никакого желания, потому что вы ведёте себя как свиньи, подонки и уроды. Пятнадцать лет пытаюсь достучаться до сердец. Что-то, что тревожит собственное сердце, зародить может быть в души, а натыкаюсь на тупое сопротивление ублюдков и мрази. Чаша терпения на грани, ребята: или вы меняетесь и будете людьми, наконец, или Кинчева не будет для вас, свиней»[15]. После этого лидер Алисы несколько раз публично извинился перед фанатами, объяснив им, что не сдержался и вспылил, и что давно хочет изжить этот грех в корне[16]. [править] Геополитика
В 1998 году был записан альбом «Геополитика», который стал результатом сотрудничества Константина Кинчева и Александра Аксёнова. В альбом вошли песни Константина в техно-обработке. Из-за финансовых проблем издание «Геополитики» было отложено более, чем на год. На песню «Мой город» был снят видеоклип, в котором Константин Кинчев также принял участие. Со слов лидера Алисы, этот альбом — «баловство и игрушка»[17]. [править] Крещение
В 1992 году группа «Алиса» поехала выступать с концертом в Иерусалим. Во время недельного пребывания в городе Константин Кинчев посетил все святые места и с его собственных слов «напитался этим духом». По возвращению Константин Евгеньевич принял православие[4]. После этого события произошла переоценка многих вопросов. В том числе Константин начал бороться с наркозависимостью, что с положительным результатом закончилось в 1994 году. Со слов музыканта это удалось сделать только с Божьей помощью: «Я исповедовался, просил и опять падал[…]думал: „ты, подлец, самому Богу врешь", жгучий стыд накапливался в сердце[…], потом промежутки между падениями становились всё больше и больше, и потом совсем перестал»[4]. В апреле 2000 года Константин Евгеньевич бросил пить, позже несколько раз бросал курить во время поста[18]. Также изменились политические убеждения: ранее Константин Кинчев называл себя анархистом[19], впоследствии стал придерживаться монархических взглядов. Отвечая на многочисленные вопросы журналистов лидер «Алисы» объяснял перемены следующим образом: «Это путь эволюции думающего человека. Путь, который прошла наша Родина, — от язычества, поклонения стихии к ортодоксальному православию»[20]. В тематике песен Константина последних лет преобладает христианская, а также славянско-патриотическая тематика. «Алиса» регулярно принимает участие в фестивалях в поддержку церкви, таких как «Музыканты Храму Христа Спасителя», «Рок к небу» и других. Также, с 2001 года «Алиса» не даёт концертов в дни православных постов — Великого и Успенского. В 1991 году Константин получил музыкальную премию «Овация» в номинации «Лучший рок-певец». В начале 2004 года молодёжный журнал «Fuzz» номинировал «Алису» в категории «Лучшая группа», но премию получила регги-группа из Харькова «5'nizza». 6 июня 2006 года на набережной Мойки возле дома 12 состоялась церемония награждения премией «Петрополь». Константин Кинчев победил в номинации «За свободу, искренность и поэтичность творчества». 25 января 2007 года в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе состоялось вручение почётных знаков святой Татианы, учрежденных в 1996 году Советом ректоров вузов города, Санкт-Петербургской епархией и межвузовской ассоциацией «Покров». Среди награждённых был К. Кинчев. Как сообщили в «Покрове»: «Кинчев известен в церковной среде — на встрече рок-музыкантов с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом он получил одобрение на „проповедование изнутри (рокерской) среды и умение дать слушателям правильный импульс"». Константин награждён медалью «Защитнику Свободной России» за участие в обороне Белого дома в 1991 году. Осенью 1994 года Кинчев официально возвращает медаль «Защитник свободной России», выражая таким образом свой протест властям в связи с убийством известного молодого журналиста Дмитрия Холодова и началом военных действий в Чечне. 7 марта 2008 года получил премию «Чартова Дюжина» в номинациях «Солист» и «Группа». [править] Личная жизнь [править] Семья
В 1976 году, узнав историю своего деда, Константин Кинчев поменял фамилию Панфилов на Кинчев[2]. В 30-е годы отец отца Константина был репрессирован и умер в Магадане. После бабушка вышла замуж второй раз, и её сын получил фамилию Панфилов. Таким образом, оставшись по паспорту Панфиловым, Константин взял прямую фамилию — Кинчев[21]. У Константина было два брака. Первой женой была Анна Голубева. С нынешней женой, Александрой Панфиловой, музыкант познакомился в 1988 году[22]. Дети — Евгений (от первого брака, родился 1 февраля 1988 года, работал редактором в спортивном журнале), Мария (дочь Александры от первого брака) и Вера (родилась 1 сентября 1991 года)[23]. 14 января 2011 года Мария родила внука Луку[22]. Вместе с женой Константин Кинчев проводит около полугода в деревне, и говорит, что в Москве он просто зимует[24]. [править] Дружба
Константин Кинчев имел дружественные отношения со многими музыкантами: С Виктором Цоем, Дмитрием Ревякиным, Рикошетом, Пухом[25]. [править] Предпочтения в искусстве
В середине 90-х годов Константин Евгеньевич называл Германа Гессе своим любимым писателем, и говорил, что находит в его произведениях истины, близкие своему моральному коду. Также музыкант утверждал, что любит Ницше, хотя принимает не все его идеи и любит его как поэта, а не как философа[26]. По словам музыканта в период детства его любимой книгой был «Властелин Колец» Толкина, также из этого жанра несколько раз перечитывал «Хроники Нарнии» и «Письма Баламута» Льюиса[27]. Из русской прозы Константин Кинчев отдавал своё предпочтение Гоголю[28]. В интервью журналу «Фузз» в 1996 году Константин рекомендовал к прочтению книгу Гурджиева «Моя встреча с замечательными людьми». В 1999 году лидер Алисы говорил, что отошёл от чтения светской литературы и знакомится только с житиями святых и старце, в которых находит потрясающую духовную энергию[29]. В 2011 году в эфире передачи «Вторая смена» на Нашем радио лидер «Алисы» говорил, что с большой симпатией относится к творчеству Дмитрия Ревякина, Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Виктора Цоя, Майка Науменко, Александра Башлачёва, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Иосифа Бродского, поэтов Cеребряного века, Пушкина и Лермонова. Эволюцию музыкальных вкусов Константина Кинчева можно услышать в песне «Меломан». Помимо групп, упомянутых в композиции лидер «Алисы» также выделял: The Cure, Rollins Band, Pantera, Prodigy, Chemical Brothers, Marilyn Manson[16], Clawfinger, Кирпичи[30], Король и шут[30], Сплин[30], F.P.G., Кино, Калинов Мост, Аквариум[31], Мумий Тролль[32], Пилот[33]. Константин Кинчев говорил, что любит театр больше, чем кино. Среди кинолент, которые более всего понравились он называл «Остров»[34] и фильмы Никиты Михалкова, в особенности «Сибирский цирюльник»[35]. Некоторое время Константин Евгеньевич увлекался компьютерными играми, из которых выделял «Diablo», различные карты и Commandos[16]. В Интернете музыкант заходит на страницы интересующих его музыкальных коллективов, также некоторое время отвечал на вопросы в одноимённой рубрике на сайте[36].
|